Галлюциногены — это препараты, которые вызывают галлюцинации, иллюзии и бред. Общей чертой, отличающей их от других видов наркотических веществ, является способность изменять восприятие, настроение, характер мышления
(Психодизлептики, как и все наркотические вещества, вызывают эйфорию, изменение сознания, расстройства восприятия, мышления способны формировать пристрастие, наркоманическую зависимость; отличие их эффектов от действия прочих наркотиков не только количественное: меньшая степень эйфории, но большая — расстройств сознания, восприятия и мышления). Все психодизлептики, и это главное, вызывают спонтанную, неуправляемую, часто не связанную с внешними раздражителями психопатологическую продукцию. Этот наплыв, психический автоматизм, дезорганизует психику до степени психоза.
Поэтому не случайны такие названия этого класса веществ как
«галлюциногены», «фантастики», «психотомиметики». Если опиаты вызывают расстройства познавательной функции, эмоций, поведения, стимуляторы — расстройства восприятия, в том числе параноидную настроенность интерпретации, снотворные — расстройства эмоций и мышления, то психодизлептики вызывают одновременное расстройство всех психических функций на всех уровнях. Химически не связанный с этой группой веществ фенциклидин (ФЦД) также изменяет восприятие, однако его не следует относить к галлюциногенам, так как он действует преимущественно на глутаминергические рецепторы и в большей степени вызывает привыкание.

Применение психоделических препаратов в современном индустриальном обществе будет сложной темой для будущих историков культуры. Их влияние оказалось широким и на редкость глубоким, однако, зачастую трудно определимым. К настоящему моменту миллионы людей из разных социальных слоев в Европе и
Соединенных Штатах имеют опыт использования психоделиков; они использовали их для того, чтобы уйти от обычного бодрствующего сознания, от самого себя, в качестве психотерапии, люди искусства употребляли их для повышения творческих способностей; психоделики также сформировали базис для метафизических и магических систем, послужили основой для создания целого ряда ритуалов и символов в группах диссидентов, людей, отличающихся от массы; их использование осуждалось и защищалось, рассматривалось как политический акт или еретический религиозный обряд. С начала 1960-х годов история психоделиков неотделима от эпизодов, известных теперь как движение хиппи. Когда хиппи были в центре общественного внимания, психоделики также не сходили со сцены; как только хиппи аккультурировались, теряя свои отличительные черты, но, превознося многое в нашу культуру, психоделики отошли на периферию общественного сознания, но они продолжают оказывать такое же тонкое, почти неуловимое влияние.

РОЛЬ ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ

История

Применение галлюциногенов известно со времен ацтеков, которые использовали псилоцибин и мескалин при религиозных обрядах. С этой целью использование галлюциногенов продолжается и поныне у некоторых коренных обитателей Южной
Америки. Разные авторы пришли к выводу, что ощущения, вызванные галлюциногенами, включают в себя ряд взаимодействующих особенностей, таких, как позиция, ожидания, мотивация, настроение, черты характера индивидуума, а также его физическое состояние. Ощущения под действием так называемых психодислептических средств - это сложный процесс, в котором такие взаимодействия вызывают одни из наиболее субъективных переживаний, являющихся предметом исследования в психологии, социологии и антропологии.
Галлюциногены, в большинстве случаев, вызывают у субъекта сложные картины видений, которые длятся от одного-двух до нескольких часов. Влияние галлюциногенов на восприятие и субъективное ощущение времени весьма необычно (Людвиг 1969, 14-17). Часто с течением времени воспринимаемые события как замедляются, так и ускоряются, или даже представляются неограниченными в своем развитии. Часто индивидуум ощущает такие перемены в восприятии, что его эмоции достигают состояния бессознательной эйфории или страдания. Степень сконцентрированности, внимание, память и рассудительность полностью подвержены влиянию галлюциногенов. Человек может проявлять страх, боясь потерять контроль над растением, захватившим власть над ним, или напротив, интерпретировать происходящее как вхождение в личный контакт с воображаемыми потусторонними силами (в особенности, если такой образ мышления присущ его собственной культуре). В восприятии внешнего облика происходят заметные изменения, и отклонения того или иного рода абсолютно типичны. Тело и разум могут находиться в полном разладе, однако, когда происходит обратное, границы между человеком и окружающим миром размываются, и индивидууму передается ощущение единства с природой и богом.
Ощущение синестезии - борьбы разновидностей чувств - достаточно часто описываемый эффект, вызванный употреблением галлюциногенов. Все пять чувств человека максимально обострены. Люди стремятся придумать специальные обозначения для их ощущений, часто сообщая, что эти ощущения необъяснимы.
Помимо особенностей клинического характера, обнаруженных исследователями галлюциногенов (Баррон и др. 1964; Барбер 1970), необходимо принимать во внимание ряд других особенностей, связанных по своей природе с культурой.
Последние антропологические исследования современных традиционных обществ, где галлюциногенные средства используются в религиозных и медицинских целях, приводят к выводу о том, что особенности культуры играют решающую роль в формировании, на первый взгляд, чисто субъективных ощущений, не поддающихся какому-либо культурному измерению (М. Добкин де Риос). Более того, как показали некоторые авторы (Добкин де Риос 1976; Кенсинджер 1972), системы верований, ценности и надежды програмируют субъективные ощущения индивидуума. Исследования М. Добкин де Риос в перуанской Амазонии высветили роль, которую играет культура в вызываемых под действием галлюциногена видениях, типичных среди употребляющих его людей. Вот что она пишет по этому поводу в своей работе "Растительные галлюциногены" (1990): Если мы обратимся к употреблению воздействующих на сознание препаратов на Западе, мы можем обнаружить отсутствие подобного отражения культуры в визуальных ощущениях, характерного для традиционных обществ. Будучи лишёнными лишенными специфических культурных традиций использования галлюциногенов, которые программировали бы их ощущения, представители Запада часто передают в своих ощущениях идиосинкразические образы, сами по себе заслуживающие изучения. Иными словами, ощущения, вызываемые приёмом галлюциногенов в традиционных обществах, являются отражением их культурных традиций, тогда как в индустриальном обществе те же ощущения имеют совершенно разнообразный, хаотичный характер и более широкую направленность их содержания.

В традиционных обществах есть свой режиссёр ритуальной драмы приёма галлюциногенов – шаман или жрец. С помощью музыки, ритуального пения, свиста и ударов в бубен, он вызывает характерные видения, имеющие специфический культурный смысл в контексте ритуальных ощущений (см. Кац и
Добкин де Риос 1971; Добкин де Риос и Кац 1975). Далее приводится отрывок из книги Добкин де Риос (1990): "Шаманы, с которыми мне довелось говорить, утверждают, что музыка, звучащая во время наркотических ощущений, создает специфические и весьма ценные видения. Например, музыка может устроить встречу с особыми сверхъестественными сущностями, вызвать видения, изображающие источник колдовства, устроить свидание с умершими предками и т. д. Во время ритуала, связанного с употреблением галлюциногенов, физическая активность минимальна, хоть и задействованы все пять чувств.
Участники склонны к спокойствию и созерцательности, однако непременно используются стимуляторы чувствительности. Ими служат натуральные ароматизаторы и растительные благовония, многоцветная раскраска тела и затемнение зубов. Общепринята игра на бубнах. Стимуляция осязания достигается либо непосредственной близостью участников в групповых ритуалах, либо наложением рук в ритуале изгнания духов".

Шаманы (обычно рассматриваемые как специалисты по сверхъестественному и называемые знахарями и колдунами) всегда были отличными магами. Используя силу галлюциногенных средств (как мы уже видели в представленных выше небольших сюжетах), маг был способен направить свою энергию на излечение пациентов, предсказание будущего, околдовывание врагов, получение расположения избранной женщины и, что наиболее важно, манипулирование сверхъестественными силами. Этнографическая литература полна описаниями традиционных и сельских шаманов, чьи познания сложных химических веществ просто превосходны. Определенно, такие специалисты отдавали полное предпочтение в своих садах и местах сбора галлюциногенам. Как для того, чтобы наладить связь со сверхъестественными сущностями, так и чтобы восполнить свои собственные ресурсы.

Шаман - специалист в технике достижения экстаза, не чужд тем, кто интересуется антропологией религии. Если мы посмотрим на некоторые важнейшие особенности поведения, присущие шаманам по всему миру, то увидим, что большинство их манер связано с галлюциногенными растениями. Фактически, можно назвать несколько шаманских тем, которые должны быть подвержены влиянию галлюциногенов. Это такие явления как поиски источника шаманской силы, присутствие духов-помощников и союзников (или превращение в них самого шамана), небесное путешествие шамана и вхождение в подземный мир, часто обсуждаемые магический полет и перемещение в пространстве, воинственная природа шаманства и специфические способности излечивать людей. Элиад (1958) рассматривала шамана в качестве мага, предназначение которого - управлять неизведанным. Его специализация - вхождение в состояние транса, во время которого его душа покидает тело и либо возносится в небо, либо опускается в подземный мир. В отличие от людей, находящихся в состоянии одержимости, шаман управляет специальными духами- помощниками, с которыми он общается даже не становясь инструментом их влияния. Содержание ощущений шамана - тема, которая проходит через большое количество литературы. Хотя исследователи, интересовавшиеся поведением шаманов, часто не учитывали при этом роль галлюциногенных средств, многие свойства снадобий, как обсуждалось ранее, могут быть включены в действия шамана.

Только в последние десятилетия в западных странах появились антропологи, которые с растущим интересом начали проявлять внимание к употреблению воздействующих на сознание растений объектами их исследования. Возвращаясь к этнографии, мы обнаруживаем, что, несмотря на отрывочность сообщений, австралийские аборигены, обитавшие в центральном пустынном регионе, использовали растение под названием питури для того, чтобы облегчить межличностное взаимодействие, преодолеть страх и жажду, предсказать будущее и справиться с неблагоприятными обстоятельствами. Посмотрим теперь на возможности растений оказывать влияние на системы верований и целительство.
Коренные народы Сибири использовали мухомор, который был тесно связан с деятельностью шаманов до контакта с европейцами. Этот гриб играл главную роль при ворожбе, обеспечивал связь со сверхъестественными силами, и применялся для достижения наслаждения. Равнинные индейцы, чтобы достичь особо ценных мистических состояний, которые обеспечивали им связь со сверхъестественными сущностями, использовали различные виды пасленов и бобы мескаля. В частности, через употребление галлюциногена осуществлялся тесный контакт между воином и диким зверем в видениях, предшествующих охоте.
Богатое наследие в виде керамики и текстиля, доставшееся нам от древних рыбаков наска, обитавших на южном побережье Перу, позволяет установить роль кактуса Сан-Педро и кустарника уголка в их культуре. По всей видимости, растительные галлюциногены использовались местными религиозными и политическими лидерами для осуществления власти в политической, психологической и социальной сферах при помощи силы, заключенной в измененных под действием галлюциногенов состояниях сознания. Обитатели гор
Новой Гвинеи, используя воздействующие на сознание грибы, совершенно отличались в этом от других жителей Земли, употреблявших галлюциногены. Эти туземцы пребывали в полуобезумевшем состоянии под действием грибов на протяжении определенного периода ежегодно, не проводя при этом никаких ритуалов и церемоний. Жители Новой Гвинеи - пример аномалии в их внеритуальном употреблении растительных галлюциногенов. Индейцы мочика с северного побережья Перу использовали кактус Сан-Педро и различные виды пасленовых в качестве элемента действий шамана. Религиозные служители вплетали в свои ритуалы добро и зло, проявление силы и умение ею манипулировать, а также магическую власть над природой, что позволяло им удовлетворять потребности, как всей общины, так и отдельных ее членов.
Древние ацтеки включали в свою фармакопею, по крайней мере, четыре основных вида галлюциногенных растений. С их помощью они обслуживали свои потребности при жертвоприношениях, использовали их для угощения важных особ на церемониальных пирах и брали в виде дани. Растения также применялись для лечения, ворожбы и поднятия боевого духа воинов перед битвой. В этом обществе мы наблюдаем любопытное использование ритуальных растений для воинственных и агрессивных целей. В Перу, среди древних инков, растительные галлюциногены - Сан-Педро, уилка и кока не были включены в религиозно- культурную деятельность так основательно, как у ацтеков Мексики. По- видимому, инки проявляли меньший интерес к воздействующим на сознание растениям, чем остальные цивилизации Нового Света. Хотя очевидцы отмечают, что галлюциногены играли важную роль в народном целительстве, особенно в сельской местности. Фанги северо-западной экваториальной Африки, испытавшие шок французской колонизации, изменили своему традиционному применению галлюциногена tabernanthe iboga. В прошлом он использовался крестьянами и охотниками этого общества для снятия усталости и поддержания бодрости во время охоты. Однако в последние десятилетия он был включен в религиозное движение возрождения - бвити, чтобы его участники могли собственноручно ощутить присутствие культового божества. Древние майя до классического периода использовали галлюциногенные грибы, жабий яд и корни обыкновенной водяной лилии. Эти средства оказывали влияние на религию древних майя, особенно, в сфере гаданий и целительства. В таких городах Перуанской
Амазонии, как Икитос и Пукальпа, мужчины и женщины используют в наше время растительный галлюциноген аяхуаска для диагностики и лечения болезней, связанных с колдовством. Народные целители несколько раз в неделю собирают группы пациентов и назначают им дозу снадобья, что позволяет больным увидеть человека, наславшего порчу. Определенно, визуальное удовлетворение от воздействующих на сознание средств несравнимо ни с чем, что можно найти где-либо в реальной жизни. Живая игра калейдоскопических цветов и форм, предстающие перед взором реалистические и фантастические картины, перемены в чувственных ощущениях и глубина самоанализа - все это даст фору любым символическим произведениям, связанным с существующими культурными представлениями. Вряд ли найдется хоть один, у кого могут возникнуть сомнения в том, чтобы присоединиться к небольшой группе энтузиастов, утверждающих: эти средства - плоть и кровь религиозных верований людей, их важную роль в системах таких верований нельзя не учитывать (Добкин де Риос
1990).

В качестве примера современного культурально-обусловленного использования галлюциногенов с религиозными и лечебными целями, можно привести северную часть побережья Перу, с проживающими в ней потомками некогда процветавшей цивилизации мочика (с I в. до н.э. по VII в. н.э.). Северная часть побережья Перу - пустыня, которая изредка наводняется реками, текущими с востока на запад. Сегодня многочисленные долины с растущими на них агрокультурами небольшими пятнами расцвечивают пейзаж. Такие долины, как
Салас, прославились на все Перу, благодаря своим целителям, или маэстро, которые излечивают недуги с помощью растительных галлюциногенов. Наиболее часто используемый из них - кактус Сан-Педро, содержащий 1,29 грамма мескалина в одном образце свежего материала. Кактус разрезается на мелкие порции и варится несколько часов с такими добавками как миса (datura arborea), кондорильо (lycopodium) и орнамо (Ьогтато). Кроме этого, при легочных заболеваниях для того, чтобы добиться наркотического эффекта, используется размоченный в воде табак в качестве настоя или как ингалянт. В настоящее время основным применением Сан-Педро является лечение заболеваний, как считается, вызванных колдовством. Как и другие галлюциногенные растения, Сан-Педро позволяет, благодаря возникающим под его воздействием видениям, обнаружить источник колдовства, приведшего к болезни или неудачам. Лечебные сессии проходят ночью в тамбо - не имеющих стен укрытиях, обычно расположенных в поле на некотором расстоянии от жилищ
(см. рис. 14). Целитель, его ассистент и несколько пациентов собираются вокруг скатерти, или месы, расстеленной прямо на земле. Большое число ритуальных предметов, включая гладкие камни и палки, которые поднимают для защиты от злонамеренных происков колдунов, вместе с другими магическими атрибутами кладут на месу. В 1967 году в беседе с целителями я выяснила, что камни, по их убеждению, принимают обличье людей и животных, нападающих на врагов. Во время сессии маэстро поет и свистит, вызывая духов, которые будут служить гарантией того, что произойдет исцеление, а также помогут распознать недуг. Целители утверждают, что видения под действием кактуса позволяют им получить знания о магических болезнях, беспокоящих их пациентов (М. Добкин де Риос 1990).

Копирование культуры в визуальных ощущениях - еще одна важная тема для тех, кто занимается историей применения галлюциногенов. Кого бы мы ни взяли: обитателей джунглей, употребляющих аяхуаска, чтобы увидеть своих идолов или диких животных, или фангов, использующих ибога для встречи с
Бвити, эти примеры позволяют нам на самом деле понять: как чисто субъективные ощущения - галлюцинации - могут отражать и воссоздавать культуру. Совершенно ясно, что в обществах, имеющих отношение к галлюциногенам, каждый индивидуум формирует для себя определенные ожидания от их использования. Именно эти ожидания позволяют вызвать определенные картины видений. Это вовсе не значит, что если группа взрослых людей говорит о присутствии в своих видениях змей, то каждый из этих людей на самом деле видел настоящую змею так, как можно ее увидеть, например, в кино. Скорее, это означает определенный, в смысле присущей им культуры, тип видений. Или, проще говоря, они увидели то, что и ожидали увидеть. Быстро меняющийся. сверкающий калейдоскоп цветов, форм, картин и событий, намного более экзотичных, чем те, что видят люди с нормально функционирующим сознанием, - эксклюзивный продукт психики индивидуума.

Этот аспект применения галлюциногенов будет и впредь привлекать антропологов, изучающих общества, связанные с таким применением. Люди в подобном обществе осознают себя частью его культуры на самом глубинном уровне, который только может быть доступен, благодаря ощущениям под действием галлюциногена. Можно сказать, что в традиционном обществе растительные галлюциногены оказывают радикальное влияние на подсознание индивидуума. Обобщая сказанное, можно утверждать: принадлежность к данной культуре в традиционных обществах по всему миру определяется и подтверждается в результате психической деятельности человека в процессе наркотических ощущений. Со всей очевидностью проявляется высокая восприимчивость подсознания индивидуума к информации, исходящей от общества. Любая попытка выдернуть человеческую душу из ее культурной среды, нарушив сложнейшие связи, обречена на полную неудачу.

Кроме сходства психологических эффектов, вызванных галлюциногенами, мы обнаруживаем у многих обществ, сходства в системах верований. Например, вера в оживших духов галлюциногенных растений встречается во всех описаниях. В одних случаях эти духи персонифицируются в гномах, в других - наоборот, в гигантах. В литературе по психиатрии подобные визуальные ощущения описаны как микропсия и макропсия. Как утверждает Барбер (1970), эти типичные под воздействием средств типа ЛСД ощущения, выражающиеся в восприятии объектов либо очень большими, либо уменьшенными, могут быть связаны со сложными изменениями в работе зрачка. В известном произведении
Льюиса Кэрролла (1865) Алиса ела гриб либо с одной стороны, чтобы вырасти до больших размеров, либо с другой, чтобы уменьшиться. Как заметил Вэссон
(1957), это, вероятно, не было случайным. В те годы, когда увидела свет книга Кэрролла, в исследованиях ученых, касавшихся грибов, осторожно упоминались и свойства мухомора. По-видимому, подобные галлюциногенные вещества действительно меняют изображение на сетчатке и вызывают появление геометрических форм и картин (тоже типичных визуальных ощущений под воздействием средств типа ЛСД). Эти формы, включающие решетки, конусы, цилиндры и другие геометрические фигуры, внезапно возникающие перед глазами, могут отражать психологические структуры, заложенные в самой зрительной системе человека.

Психоделики, как социальный феномен

Несмотря на длительную историю использования психоделиков, эти вещества практически не оказывали влияния на массовую европейскую или американскую культуру до относительно недавнего времени. Первым "новым" психоделическим веществом, которое вызвало социальные противоречия в Европе и Соединённых
Штатах, был оксид азота, или закись азота - N2O. Его появление связано с несколькими известными в науке именами. Открыл его в 1772 году Joseph
Priestley, а Humphry Davy, учитель Фарадея, в 1798 году полностью исследовал его действие. Оксид азота был не более чем эзотерическим развлечением для элиты до 1840-х годов, когда Horace Wells и William Morton ввели его в стоматологическую практику в качестве анестетика; до сих пор оксид азота широко используется в анестезиологии.

Достижение состояния изменённого сознания приводит к попыткам создания новой философии или религии, и оксид азота не был исключением. В 1874 году американец Benjamin Poul Blood написал брошюру, озаглавленную "Открытие анестетиков и сущность философии". William James, прочитав её, испытал метафизическое просветление; написанные им отрывки содержат философские размышления об индуцированном различными препаратами мистицизме и до сих пор не потеряли своей ценности. Однако ни психоделическое действие закиси азота, ни схожесть некоторых его эффектов с действием эфира и хлороформа, широко используемых в XIX веке, всё же не стали предметом большого внимания общественности. Частично это можно объяснить очень короткой продолжительностью действия, тем, что закись азота вызывает амнезию - это приводит к утрате вызванных переживаний, а также трудностями при хранении и транспортировке газа. Но даже более важным является то, что не было социального прецедента для публичного признания его вплоть до психоделической революции 1960-х, усилившей поиск препаратов, изменяющих сознание, и предоставившей идеологию.

Быстрое развитие экспериментальной физиологии и фармакологии в конце XIX века привело к обширному поиску новых препаратов в народных фармакопеях и экстрагированию активных начал. Среди многих открытых или синтезированных препаратов (включая кокаин и аспирин) был мескалин - наследник опия, каннабиса и анестетиков, как средств, для создания искусственного рая. О кактусе пейот было смутно известно из записей испанских летописцев, антропологов и путешественников. Научное изучение мескалина началось в 1880 году, когда женщина из Ларедо (Техас) разослала образцы пейота нескольким исследователям, в том числе и Людвигу Льюину из Parke-Davis. Ludwig Lewin исследовал эктракт пейота на животных и в 1888 году опубликовал первое научное сообщение о новом препарате. С этого момента интерес рос медленно, но неуклонно, усиливаясь восходом религии пейота. В 1895 году мескалин был выделен, а в 1919 - синтезирован. Европейское фармакологическое общество и общество Parke-Davis обозначили пейот как стимулятор дыхания и сердечной деятельности, однако он не стал таким важным терапевтическим средством как опиум, каннабис или закись азота. Вместо этого он использовался экспериментально для изучения сознания и психических расстройств; кроме того, его принимали ученые, интеллектуалы и артисты для исследования незнакомых областей сознания. Интоксикация мескалином рассматривалась как возможная химическая модель психоза; эта идея была предложена в 1890-х, примерно в то же время зарождалась и сама концепция шизофрении.

Так или иначе, психоделики оказали свое "культогенное" действие, обладая способностью вызывать, по крайней мере, временную приверженность новой концепции и изменение образа жизни. Движение хиппи стало массовым вслед за развитием психоделической идеологии; оно начало набирать силы в 1965 году и достигло пика между 1967 и 1969 годами. Хотя не все было ясно с точки зрения тактики, нет сомнений в том, что инициирующим элементом, сакраментальным и символическим ядром, источником групповой индивидуальности (identity) был психоделический trip. Было совершенно неважно, как часто использовались психоделики; иногда было достаточно одного раза, а некоторым вообще не требовалось использования психоделических препаратов. Представители богемы отличались от массы другой одеждой, другим подходом к сексу и работе, стилем и политическими взглядами; хиппи же отличались от подлинной богемы лишь использованием LSD.
И именно LSD, став причиной популярности психоделиков, создал тот массовый феномен с присущими ему одинокими мистиками, эзотерическими религиями, эксцентричными, необычными культами и литературными обществами. Каждый подросток, приняв 500 ? г LSD, мог убедиться, что он Будда.
Движение хиппи в своих взглядах сочетало теоретическую благожелательность и доброту с интересом к коммуналистическим экспериментам, оккультными, магическими, экзотическими ритуалами и мистицизмом. Они заимствовали свои идеи из глубинной психологии, восточных религий, анархизма, знаний американских индейцев. Имплицитной целью хиппи было пролонгировать, на сколько это возможно, свободу, присущую детству. Они отвергали принятые обществом определения рациональности, прогресса, знаний и даже реальности; они провозглашали отказ от эгоцентризма. Общество для них выглядело как дегуманизирующий, коммерциализованный кошмар с кондиционированным воздухом, большинство в котором являются конформистами, притворяющимися глубоко религиозными; оно объявило незаконным использование психоделиков, но одобряет, вызывающие зависимость алкоголь и никотин.

Ритуалы, вобравшие в себя самореализацию, свободу от угнетения, экстаз единения, расширенное сознание, очищенное восприятие, гораздо более важны, чем просто поверхностная религия символов. Вместо мирского гуманизма и политического рационализма они выбрали мистические и просветляющие аполитические религии - дзен, суфизм, йога, тантризм, шаманизм, гностицизм; их библией стала Тибетская книга мертвых, переведенная на английский
Timothy Leary.

Психоделическая культура, естественно, не обошла стороной музыку.
Психоделики оказали влияние на большую часть рок-музыки конца 1960-х; а она, в свою очередь, идеально подходила для прослушивания во время действия препаратов. Основателем нового стиля, названного психоделическим, кислотным роком, стала группа Gratful Dead из Сан-Франциско; затем присоединились
Jefferson Airplane, Jimi Hendrix, Beatles, Donovan. Шоу имитировали действие психоделических препаратов с помощью стробоскопического света, проекции слайдов и фильмов, ароматов, оглушающей музыки - этот прием использовался для того, чтобы подавить чувствительность и привести в беспорядок обычные режимы восприятия. Постеры и рисунки напоминали видения, возникающие при приеме психоделиков, яркими цветами, биоморфными формами, множеством деталей и сюрреалистическими мифическими образами - не могли быть воспроизведены лишь эмоциональная напряженность и непрерывное движение. Постепенно все это превратилось в коммерческую и тривиальную имитацию - стали появляться "психоделические" майки, ручки, аксессуары и т.д. Drug-культура сформировала свою собственную терминологию: turned on, straight, freak, freaked out, stoned, tripping, tripped out, spaced out, far out, flower power, ego trip, hit, into, mike, plastic, going with the flow, laying one's trip on someone, game-playing, mind-blowing, mind games, bring-down, energy, centering, acid, acidhead, good trip, bum trip, horror show, drop a cap or tab, karma, samsara, mantra, groovy, rapping, crash, downer, flash, scene, vibes, great white light, doing your thing, going through changes, uptight, getting into spaces, wiped out, where it's at, high, ball, zap, rush, и т.д. Многие слова приобрели совсем другое значение.

Общество конформистов воспринимало хиппи одновременно как ленивых, грязных гедонистов, паразитов-наркоманов и как сияющий ангельский продукт поколения любви. Хиппи внесли в общество беспокойство. Широкая огласка в средствах массовой информации сыграла важную роль в распространении употребления психоделиков. Восхваление доброты, миролюбивости и сексуальной открытости
"детей цветов" также способствовало рекрутированию в drug-культуру; сообщения о суицидах, смертях и психотических реакциях рассматривались как пропаганда, и даже говорили, что пугающая реклама и медицинские предупреждения еще в большей степени вызывают нежелательные реакции.

В этой смеси враждебности и преклонения перед хиппи и их препаратами, власти некоторое время колебались и затем перешли к репрессиям. С самого начала психоделические препараты не были классифицированы как "наркотики", и до 1963 года LSD, мескалин и псилоцибин можно было легко получить для клинических и экспериментальных исследований; а до 1966 года все еще не было запрета на не хранение, производство и продажу. И только после 1966 года, когда согласно вышедшему закону Sandoz перестал поставлять LSD, большинство циркулирующих психоделиков стали производиться незаконно. Одним из следствий нелегальности психоделиков стало снижение их качества и чистоты: трипы стали хаотичными, физически и эмоционально изнуряющими и истощающими вместо безоблачного путешествия с ясным взглядом на реальность.
Психоделическое движение стало приходить в упадок. Его идеология отвергала принудительный механизм общества в принципе; она не допускала различий между оригинальностью, эксцентричностью и сумасшествием или между способностью обходить требования рутинного социального контроля и неспособностью жить как они. Человек не может жить лишь одними наркотиками и их продажей, экономическая зависимость в очевидно презираемом
"правильном" обществе неизбежна.

Все вернулось к норме; но норма - понятие неопределенное, и все не так просто. Расшифровывая значение эпитета "mind detergent", LSD обладает свойством "промывать мозги"; он индуцирует чувство достижения новой identity, позволяя "умереть и родиться заново". И даже если это чувство теряется, все равно всё становится другим. Психоделическое путешествие, как и любое другое, меняет путешественника. Многие обращались к медитации.
Трансцендентальная медитация - наиболее простая и популярная религиозная техника, остатки психоделического опыта вызывали огромный интерес к ней.
Интересно, что многие идеологи психоделического движения говорили о том, что употребление препаратов дает только проблеск подлинного мистического озарения, однако этот проблеск можно углублять и развивать с помощью медитации, для которой психоделики не нужны. Но многие, не работая над собой, довольствовались лишь этими "проблесками".

Психоделическое движение не привело к революции, как обещало, но это было больше, чем короткий трип. Большинство из нескольких миллионов людей, принимавших LSD, никогда не расстанутся с чувством того, что они расширили своё сознание. Психоделики открыли массе новые территории сознания, ранее доступные для исследования только небольшой части особенно отважных путешественников, главным образом, религиозным мистикам. Большинство возвращались из трипа с памятью об увиденном, они понимали, что это является важным, но не знали как интерпретировать и применить видение в жизни. Но некоторые предпринимали попытки исследования своего сознания без помощи препаратов, и они открывали для себя, что наилучшим способом для этого являются религиозные традиции, особенно религии Индии. Многие из тех, кто обратился к восточным дисциплинам, стали рассматривать психоделики как поллютанты, которые перегружают чувства, отвлекают сознание и не дают возможности достигнуть цели, а позволяют лишь мельком взглянуть на неё.

Несмотря на то, что движение хиппи уже в прошлом, в 1989 году употребление психоделиков снова стало возрастать; а к 1993 году 11,8% студентов сообщали о применении средств, "расширяющих сознание". В настоящее время в
Соединенных Штатах в употребление этих препаратов вовлекается более 100000 подростков ежегодно; а общее их число составляет сегодня от 13 до 17 миллионов. Интересно, что в противоположность этому, употребление некоторых других средств заметно снизилось: например, использование кокаина уменьшилось с 7,9% до 3,1%. Новый всплеск психоделического движения связан с развитием рейв-культуры. В большинстве своём она напоминает движение хиппи, её можно рассматривать даже как продолжение последнего. Телекомпания
CBS отметила, что рейвы "более напоминают 60-е годы, чем сами 60-е".
Современная электронная музыка является наследницей психоделического рока; большая часть ее разновидностей (например, trance, acid-house, acid-jazz, trip-hop, etc.) так или иначе связана с психоделиками и идеально подходит для прослушивания во время трипа. Сегодняшние рейверы - это хиппи 90-х; их интересы также обращены в сторону метафизики, их религии - все те же дзен, суфизм, йога, тантризм, шаманизм, гностицизм. Само слово "рейв" означает многочасовую вечеринку (party), проводимую обычно ночью и сопровождающуюся громкой, оглушающей "техно"-музыкой. Как правило, это большие party, собирающие до 25000 человек. Современные рейвы максимально имитируют действие психоделиков. Оглушающая электронная музыка, характеризующаяся отсутствием вокала и наличием жесткого ритма и вибраций, вводит танцующего в уникальное эмоциональное и психологическое состояние, сравнимое с религиозным переживанием; возникает чувство единения с другими, люди становятся открытыми и дружелюбными. Одним из самых важных составляющих рейвов являются визуальные эффекты: стробоскопический свет, лазерные лучи, большие экраны, на которые проецируется компьютерная фрактальная графика; все это находится в непрерывном движении и изменяется в соответствии с музыкой. Большинство молодых людей, которые употребляют психоделики на рейвах, очевидно совершают побег из тусклой реальности, а не пытаются извлечь из этого пользу для развития своего сознания. Естественно, это не самое достойное использование данных препаратов. Однако для многих посетителей рейвов небольшая доза МДМА или LSD, в сочетании с трансовой музыкой предоставляет уникальный шанс полностью освободить свои эмоции, почувствовать близость с другими людьми и испытать эйфорию, которую они не могли бы себе представить в своей обычной реальности.

Психоделики внедрились почти во все сферы современной жизни; психоделические идеи можно отследить в музыке, кино, моде и т.д. Многое их объединяет с компьютерным миром, а главным образом, виртуальность и интерактивность. В наш век информационных и компьютерных технологий общество существует не в "реальности", а в коммуникационном киберпространстве; Internet - само по себе "средство изменения сознания"
(А. Крутских 1999).

По мнению современных американских авторов (Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок):
Психоделические препараты обычно не применяются в течение длительного времени, и хотя психологическая зависимость появляется иногда, она представляет собой редкое явление, поскольку ощущения после потребления LSD каждый раз разные, а эйфория наступает редко. Толерантность к этим веществам развивается быстро, но она также и быстро исчезает—через 2 или 3 дня. Отчетливые данные о значительных изменениях личности или хронических психозах, вызванных длительным употреблением LSD, у лиц, не имеющих предрасположенности к этому по другим причинам, отсутствуют. Однако, по- видимому, некоторые наркоманы, сильно злоупотребляющие психоделическими веществами, испытывают хроническую тревогу, депрессию или страдают чувством неполноценности. В этом случае наркомания является скорее симптомом болезни, чем центральной проблемой.
Упорно возникает вопрос о том, обусловливают ли галлюциногены генетические повреждения и врожденные поражения. Имеются данные, что LSD не вызывает хромосомных повреждений в репродуктивных клетках, которые могли бы обусловить врожденные дефекты; это же справедливо и для психоделиков в той мере, как удалось проверить. Нет также данных, свидетельствующих о тератогенности этих веществ при нормальных дозах; Тем не менее все эти вещества не следует принимать во время беременности, если это возможно, особенно на ранних стадиях, когда зародыш наиболее чувствителен.

Токсичность и побочные эффекты

LSD - наиболее мощный из всех известных психоактивных препаратов. В чрезвычайно малых дозах, начиная от 10-20 микрограмм, он может вызвать достаточно глубокие и разнообразные изменения; обычная доза составляет 25 -
100 мкг (средняя - 1 мкг/кг) для перорального применения. Эффект наступает через 30 - 90 минут (при парентеральном введении эффект наступает значительно быстрее) и длится, как правило, 5 - 12 часов. Однако переходящие изменения психики могут сохраняться до нескольких дней. LSD оказался приблизительно в 4000 раз активнее мескалина и в 100 раз активнее открытого позднее псилоцибина. LD50 составляет 46, 16.5 и 0.3 мг/кг внутривенно для мышей, крыс и кроликов, соответственно; что в несколько десятков тысяч раз превышает среднюю эффективную дозу. Безусловно, это делает LSD одним из самых безопасных препаратов в отношении токсичности.

Не имеется сообщений о смерти людей благодаря прямому эффекту LSD и других психоделиков, хотя летальные случаи и суицидальные поступки во время
"трипов" случаются. Смерть в результате передозировки у собак наступает из- за развития острой дыхательной недостаточности; а кролики также погибают в результате значительной гипертермии.

В 1967 году Cohen et al. сообщили о повреждающем действии LSD на ДНК.
Однако последующие исследования не выявили мутагенного и канцерогенного действия LSD. Действие чистого LSD на беременность и плод до настоящего времени остаётся неопределенным. Имеются данные, что у женщин, употребляющих LSD во время беременности, чаще развиваются спонтанные аборты; частота рождения детей с врожденными пороками и уродствами у них также выше (Finnegan & Fehr, 1980). Поэтому беременным рекомендуется воздерживаться от приема психоделиков, как и многих других лекарственных средств. В племенах американских индейцев, использующих мескалин на протяжении многих поколений, не было выявлено заметного повышения частоты наследственных аномалий и врожденных мальформаций.

Имеются данные о том, что MDA и MDMA вызывают дегенерацию серотонинергических нейронов и их аксонов у крыс. Несмотря на то, что этот феномен не был выявлен у человека, у индивидов, часто употребляющих MDMA, обнаружено снижение уровня метаболитов серотонина (5-HIAA) в цереброспинальной жидкости. Таким образом, полностью не исключается нейротоксичность некоторых психоделиков.

Физический ущерб является результатом изменения поведения во время действия психоделиков. Например, было зарегистрировано несколько случаев повреждения сетчатки глаза, когда употребивший психоделик смотрел прямо на солнце.
Иногда серьёзные повреждения и смерть являются результатом неправильной оценки своих реальных возможностей, например, при суждении о том, что можно летать.

Побочные эффекты психоделиков, согласно их временным характеристикам, принято классифицировать на острые, подострые и хронические.

Острые побочные эффекты включают: a) основным побочным эффектом психоделиков, возникающим при некоторых, зависящих от set&settings, обстоятельствах, является временный (до 24 часов) эпизод паники - "bad trip". Это состояние может быть купировано утешительным разговором в благоприятной, теплой обстановке ("talking down"), анксиолитиками или барбитуратами. Как правило, первого бывает достаточно, и применение лекарственных средств не рекомендуется. Такие bad- trip'ы не могут быть предупреждены даже теми, кто до этого испытывал "good trip'ы", и требуют обязательной посторонней помощи.

Ранее считалось, что "специфическим антидотом" являются типичные нейролептики, однако, как выяснилось, в некоторых случаях они могут даже усиливать эффекты психоделиков, поэтому в настоящее время не показаны для лечения bad-trip'ов. Это указывает на отличие действия психоделиков от течения классических хронических психозов. b) психотические реакции, продолжающиеся более 24 часов и требующие более интенсивных вмешательств и часто госпитализации. Эти реакции обычно накладываются на уже предшествующее психотическое расстройство у пациентов, использующих целый ряд наркотиков (polydrug-abusers).

Подострые эффекты, требующие вмешательства врача, включают flashback'и.
Возврат эффекта психоделиков в условиях длительной абстиненции (то есть без приема психоделиков) с точным повторением переживания, называемый flashback
("вспышка прошлого"), является достаточно загадочным феноменом. Не всегда эти реакции можно отнести к побочным, так как многие представители психоделической субкультуры находят короткие "free trip'ы" доставляющими удовольствие. Их развитие наблюдается в 15-77% случаев и обычно вызывается медитацией, марихуаной, тревогой, усталостью или темным пространством, а также нейролептиками-фенотиазинами. Flashback'и могут интермиттировать в течение нескольких лет после последнего приема психоделика. Они напоминают переживания deja vu, однако при попытке связать их с пароксизмальными изменениями ЭЭГ, убедительных доказательств получено не было. Некоторые исследователи считают, что flashback'и отражают скрытую психопатологию. В настоящее время flashback'и обозначены Американской психиатрической ассоциацией как официальная нозология: сохраняющееся расстройство восприятия, вызванное употреблением галлюциногенов (hallucinogen persisting perception disorder - HPPD). Обнаруживается связь между стрессом, памятью и развитием HPPD: flashback'и возникают в стрессовых ситуациях и при инфузии лактата; кроме того, сам трип всегда расценивается как "выше, чем я когда либо был", то есть является сильным эмоциональным стрессом. HPPD обычно являются самоограничивающимися, и лишь в тяжелых случаях, сопровождающихся тревогой и неприятными ощущениями, требуют коррекции с помощью симптоматических фармакологических агентов.

Хронические побочные эффекты могут быть разделены на функциональные и органические.

Функциональные изменения не всегда можно считать побочным эффектом и расстройством. Как правило, это изменение образа жизни и межличностного поведения, эго-синтоническое по своей природе. Десятилетнее санкционированное исследование McGlothlin & Arnold (1971) показало каталитический эффект LSD у людей, склонных к нетрадиционным и философским взглядам.

LSD-индуцированные органические расстройства достаточно трудно задокументировать с уверенностью, так как не имеется преморбидных данных; кроме того, часто сложно отдифференцировать причину из-за неконтролируемого использования других психоактивных средств. В проведенных плацебо- контролируемых исследованиях не выявлена картина увеличения частоты развития органических расстройств. Также были описаны неспецифические изменения ЭЭГ.

При исследовании более 5000 пациентов, которые принимали LSD (доза 50-1500
? г) или мескалин, по меньшей мере, 25000 раз, частота суицидальных попыток составила 1,2/1000, частота случившихся самоубийств 0,4/1000, а частота
"психотических реакций продолжительностью более 48 часов" - 1,8/1000
(Cohen, 1960). Сходная картина была получена в исследованиях американских и британских ученых.

Психоделики, шизофрения и психотерапия

Одной из первых причин клинического исследования LSD было изучение ограниченного во времени "психотомиметического" синдрома. Однако этот эффект психоделиков долго обсуждался. Утверждение, что визуальные эффекты относительно нехарактерны для функциональных психозов, было опровергнуто в последующих исследованиях. Оказалось, что больным острыми формами психозов с позитивной симптоматикой более свойственны "психоделические" симптомы, чем хроническим пациентам с преобладанием негативной симптоматики, особенно в продромальной стадии.

При назначении психоделиков больным с психотическими расстройствами были сделаны выводы о взаимодействии эффекта препаратов и предсуществующих симптомов. Одни исследования выявили усиление симптомов лишь у некоторых пациентов; тогда как другие показали, что психоделики вызывают обострение имеющейся психопатологии. Относительно постоянным был тот факт, что пациенты с доминирующей выраженной негативной симптоматикой плохо отвечают на психоделики. Это свидетельствует о снижении количества 5-НТ2А/2С рецепторов в коре больных шизофренией. Также это может служить основанием для предположения о наличии "эндогенных шизотоксинов", избыточное количество которых вызывает развитие перекрёстной толерантности.

Наиболее вероятными кандидатами на роль эндогенных психоделиков являются короткоцепочечные триптамины, такие как DMT, буфотенин (5-гидрокси-DMT) и 5- метокси-DMT (5-MetO-DMT). Необходимые для их синтеза ферменты были обнаружены в крови, мозге и легких человека. Так как уровень периферического DMT больных шизофренией не отличается от такового здорового человека, вероятно, их гиперпродукция происходит в мозге. Наиболее вероятной локализацией является эпифиз, в котором обнаружены ферменты, необходимые для синтеза 5-MeO-DMT и мелатонина - метилтрансферазы 5- гидроксииндолил-О-метилтрансфераза (5-HIOMT) и индолил-N-метилтрансфераза
(INMT). В шишковидном теле также обнаружен мощный ингибитор INMT; нарушение или снижение его экспрессии может быть ответственно за развитие психоза или состояния транса при медитации. Кроме того, к тому же эффекту может приводить угнетение моноаминоксидаз, утилизирующих 5-НТ, приемом ингибиторов МАО (в том числе гармина и гармалина); имеются данные о снижении активности МАО у пациентов с психозами.

Относительно немного исследований посвящено психотерапевтическим аспектам применения психоделиков. Некоторые ученые считают, что эти средства позволяют ускорить психотерапию. На самом деле, хорошие результаты были получены при лечении аутизма у детей, при лечении некоторых других психических заболеваний; выявлена эффективность отдельных ? -фенэтиламинов в качестве антидепрессантов. Психоделические переживания, сравнимые с религиозными и мистическими, возникающие при применении галлюциногенов в высоких дозах, послужили поводом для использования этих средств для лечения лекарственной зависимости и алкоголизма. Полученные результаты свидетельствуют о некоторой эффективности психоделиков в психотерапии данных заболеваний. Предлагалось использование этих средств в терминальных стадиях неоперабельных онкологических заболеваний.

Фармакологические эффекты

Центральные эффекты LSD у чувствительных индивидов возникают при пероральном приеме 20-25 ? г; при такой дозировке едва можно выявить действие лизергида на другие системы органов.

Некоторые особенности, которые отличают психоделическое состояние от других эффектов, уже были описаны ранее. Это расширенное, повышенное восприятие сенсорной информации, часто сочетающееся с усиленным чувством четкости и понятности; при этом снижается (вплоть до полного отсутствия) оценка переживания. Часто появляется чувство того, что одна часть эго становится пассивным наблюдателем ("spectator ego"), тогда как другая воспринимает яркие и необычные переживания. Окружающее может восприниматься по-новому - часто как прекрасное и гармоничное. Внимание направлено на внутренний мир; при этом даже самое незначительное ощущение или чувство приобретает глубокий смысл. Действительно, "значимость" чего-либо становится более важной, чем его значение; а "ощущение истины" более существенным, чем то, что истинно. Снижается способность дифференцировать границы одного объекта от другого, отделять себя от окружающего; возможно ощущение единения с человечеством или космосом (эмпатогенное действие; от англ. empathy). Тот факт, что человек, приняв психоделик, способен увидеть больше, чем он может рассказать, или ощутить, пережить больше, чем он может объяснить, позволило предложить термин "mind expending" (Freedman).

Кроме этого, в действии LSD имеется соматический компонент, главным образом, симпатомиметический по своей природе: мидриаз, артериальная гипертензия, тахикардия, гиперрефлексия, тремор, тошнота, пилоэрекция, мышечная слабость и гипертермия. При пероральном приеме LSD в дозе 0,5 - 2
? г/кг соматические эффекты наступают в течение нескольких минут.
Появляется головокружение, слабость, сонливость, тошнота и парестезии; затем может возникнуть внутреннее напряжение, облегчаемое смехом или плачем. Несколько ощущений могут сосуществовать одновременно, хотя доминирует эйфория. Через два-три часа возникают зрительные иллюзии, псевдогаллюцинации, волнообразно повторяющиеся изменения восприятия
(например, макропсия и микропсия - "Алиса в стране чудес"), аффективные симптомы. Могут возникать сложности при определении источника звука. У некоторых индивидов может появиться страх фрагментации и дезинтеграции личности. Последовательные образы (остаточные изображения) удлиняются, и возможно наложение друг на друга настоящего и предыдущего восприятий; однако многие осознают это, некоторые же принимают этот феномен за галлюцинации. Синестезия, переход одной сенсорной модальности в другую,
"смешение чувств", - достаточно характерное действие психоделиков: цвета можно услышать, а звук - увидеть. Значительно изменяется субъективное время
- течение времени замедляется или прекращается совсем ("Нет ни прошлого, ни будущего. Всё ограничивается настоящим"). Утрата границ и страх фрагментации создают необходимость структурирующей и опорной среды; и в значении того, что психоделики создают необходимость наличия "собратьев" по психоделическому опыту и объясняющей системы, они являются "культогенными".
Во время трипа, под саморуководством или спонтанно могут ясно оформляться мысли о несчастье субъекта, может возникнуть ненависть к самому себе.
Настроение очень лабильно и может меняться от депрессии до радости или от восторга до страха. Напряжение и тревога могут усиливаться и достигать панического уровня ("bad trip"). Интересно, что реакция на психоделик
(трип) во многом определяется "установкой-и-обстановкой" (set&settings).
Под установкой (set) понимают особенности личности, состояние и ожидания субъекта; тогда как обстановка (setting) - это среда и атмосфера, в которой происходит сеанс приема психоделика. Идея "set&settings" принадлежит психологу Timothy Leary, который охарактеризовал особенности действия психоделиков следующим образом:

I. Эти вещества несомненно вызывают изменения в сознании.

II. Не следует говорить конкретно об "эффекте этих препаратов"; все конкретные особенности реагирования определяются "установкой-и-обстановкой"
("set&settings").

III. Говоря о потенциальных возможностях, целесообразно принимать во внимание не столько сам психоделик и set&settings, сколько потенциальные возможности коры головного мозга порождать образы, переживания и понимание, выходящие далеко за пределы узкого круга слов и идей. Психоделики при этом выступают лишь в роли катализаторов.

При использовании LSD в дозах от 1 до 16 ? г/кг, выраженность психофизиологических эффектов пропорционально возрастает, также как и повышается вероятность развития "bad trip". Полная картина интоксикации, включая мидриаз, при этом наблюдается примерно через 12 часов, несмотря на то, что период полуэлиминации LSD составляет 3,6 ч.

Хотя картина психологических и биохимических эффектов, наблюдаемых при использовании других психоделиков, очень схожа с таковой при употреблении
LSD, имеются значительные различия в эффективности, абсорбции, метаболизме, продолжительности действия и наклоне кривой "доза-эффект". Например, DMT неактивен при пероральном приёме и требует парентерального введения
(инъекции, в виде курительных или нюхательных порошков). LSD является более длительно действующим и более, чем в 100 раз активнее псилоцина и псилоцибина, алкалоидов "волшебных грибов"; он в 4000 раз активнее мескалина в отношении психоделического эффекта. Также существует разница в частоте возникновения соматических эффектов: тошнота более характерна для мескалина. DOM (2,5-диметокси-4-метиламфетамин, "STP") и DOET (2,5- диметокси-4-этиламфетамин) особенно интересны с той точки зрения, что в малых дозах они вызывают лёгкую эйфорию и усиливают самопознание без изменения зрительного восприятия и иллюзий. В высоких дозах DOM оказывает типичное психоделическое действие, тогда как DOET производит этот эффект в очень высоких дозах. Инфузия триптамина приводит к тем же эффектам, что и
LSD, включая усиление рефлексов сгибателей спины, повышение частоты дыхательных движений, артериального давления, пульса, расширение зрачка, десинхронизацию ритма ЭЭГ, укорочение REM-фазы сна и изменения восприятия.

Индолалкиламины

Как указывалось ранее, в группу индолалкиламинов включены триптамины, ?
-карболины и эрголины. Среди эрголиновах производных, естественно, следует отметить LSD, являющийся "золотым стандартом" для всех психоделиков.

LSD является полусинтетическим веществом, неизвестным в природе. Имеет сходство с алкалоидами Claviceps purpurea. Случайный прием этих алкалоидов с загрязненным зерном описывали еще 2000 лет назад как эпидемии отравления спорыньей (эрготизм). Самые значительные эффекты при отравлении - это яркие галлюцинации, продолжительный вазоспазм, который может привести к гангрене, и стимуляция гладкой мускулатуры матки, являющаяся причиной невынашивания беременности. Тяжесть каждого эффекта врьировала при разных эпидемиях и зависела скорее всего от состава смеси алкалоидов, синтезированных разными колониями грибка. В средние века отравление алкалоидами спорыньи называли пожаром Св.Антония.

LSD - диэтиламид D-лизергиновой кислоты; лизергид; 9,10-дидегидро-N,N- диэтил-6-метилэрголин-8? -карбоксамид; N,N-диэтил-D-лизергамид. Уличные названия: Acid, 'Cid, Sid, Bart Simpsons, Barrels, Tabs, Blotter, Heavenly blue,

"L", Liquid, Liquid A, Lucy in the sky with diamonds, Microdots,

Mind detergent, Orange cubes, Orange micro, Owsley, Hits,

Paper acid, Sacrament, Sandoz, Sugar, Sugar lumps,

Sunshine, Tabs, Ticket, Twenty-five, Wedding bells, Windowpane и т.д.
С20H25N3O; молекулярная масса 323,42; С 74,27%, Н 7,79%, N 12,99%, О 4,95%.

В основе молекулы лежит тетрациклическое эрголиновое ядро с входящим в его состав индолом, что обеспечивает структурное сходство с 5- гидрокситриптамином. Вероятно, именно благодаря этому факту LSD взаимодействует с 5-НТ-рецепторами. Кроме того, прослеживается структурная гомология с дофамином и норадреналином. Только D-стереоизомер является психоактивным.

Биотрансформация LSD в организме человека происходит путем N- деметилирования с образованием N-деметил-LSD и путем ароматического гидроксилирования в положениях 13 и 14. Метаболиты не проявляют психоактивности. Период полуэлиминации LSD составляет 3.6 ч, а экскреция осуществляется почками.

Лизергиновые алкалоиды были выделены также из семян некоторых декоративных вьюнков (morning glory seeds). Еще в 1941 г. Richard Schultes описал использование семян Rivea corymbosa (Turbina corymbosa, или Ipomoea sidaefolia) племенами мексиканских индейцев - традицию, корни которой уходят еще во времена ацтекских империй. На языке мексиканских индейцев нагуатль оно звучит как коахиуитль ("змеистое растение"), а его семена называются ololuiqui ("маленькие круглые штучки"). Содержание алкалоидов в них составляет 0,01% от массы свежих семян. Еще один вид вьюнков, Ipomoea violacea (I.tricolor или I.rubrocaerulea), имеет семена черного цвета; сапотеки называют их бадо негро, а ацтекское название tlitlitzen означает
"маленькие черненькие". Содержание алкалоидов колеблется в них от 0,02 до
0,1% от массы свежих семян.

Hawaiian baby wood rose (Argyrea nervosa) стала известной уже в значительно более поздние времена. Она почти не использовалась мексиканскими шаманами, зато приобрела огромную популярность в западной культуре. Содержание алкалоидов в семенах достигает 1%.

В 1960 году Hoffman выделил основные алкалоиды из семян Rivea corymbosa и
Ipomoea violacea; ими оказались два изомера амида лизергиновой кислоты - лизергамид (эргин, LAA, или LA-111) и изолизергамид (изоэргин, или изо-
LAA). Они составляют примерно половину алкалоидной фракции. Оказалось, что
LA по своиму психофизиологическому действию идентичен LSD, однако по своей психоактивности уступает ему примерно в 20 раз. Основными побочными эффектами, обычно не характерными для LSD, являются тошнота, сонливость и оцепенение.

В дальнейших исследованиях было обнаружено, что часть выделенных эргинов являются ацетальдегидными аддуктами обоих амидов - N-(1- гидроксиэтиламидами), которые чрезвычайно нестабильны и легко преобразуется в процессе выделения. Единственный амид лизергиновой кислоты, имеющийся в данных растениях - это эргометрин/эргоновин.

Остальных алкалоиды - это спирты, наличие которых свидетельствует о восстановлении карбоксильной группы лизергиновой кислоты: элимоклавин, лизергол, пенниклавин, каноклавин. Кроме того, здесь обнаружены следы многих других алкалоидов.

Триптамины. Основные психоделики, относящиеся по своей химической структуре к этой группе, представлены в таблице:
|Наименование |Эффекты |Доза, мг|Путь |T, ч |
| | | |введе-ния | |
| |Выраженная |250 |В/в |Короткий |
|Триптамин |соматическая | | |период |
| |симптоматика | | | |
| |Значительный |30-100 |Парент |До 1 ч |
|DMT |психоделический | | | |
| |Повышенная |50-100 |Per os |4-6 |
|2-Me-DMT |тактильная | | | |
| |чувствительность, | | | |
| |нарушения | | | |
| |восприятия звука | | | |
| |Более приземленный,|10-20 |Per os |3-6 |
|4-HO-DMT, |чем у LSD | | | |
|псилоцин |психоделический | | | |
| |эффект | | | |
| |Выраженные |8-16 |В/в |1-2 |
|5-HO-DMT, |соматические | | | |
|буфотенин |симптомы | | | |
| |Значительный |5-20 |Парент |1-2 |
|5-MeO-DMT |психоделический | | | |
| |эффект; менее | | | |
| |характерны иллюзии | | | |
| |Психоделический, | |Per os |5-10 |
|5-MeO-TMT |повышение | | | |
| |восприятия, |75-150 | | |
| |выраженная | | | |
| |соматическая | | | |
| |симптоматика в | | | |
| |высоких дозах | | | |
| |То же, что и |15-30 |Парент