Одиссея дона Бернардо
Постепенно мафия стала настолько неотъемлемой частью итальянской жизни, что уже никто не разбирал, где государственные законы, где мафиозные. Мафия как действительно «почтенное общество», членами которого могли быть самые родовитые и достойные, возродилась только с приходом Бернардо Провенцано, который уже более 40 лет скрывается от итальянского правосудия в горах Сицилии.
Глава сицилийской мафии Бернардо Провенцано родился в 1933 году на Сицилии в семье бедных крестьян. В 10 лет он бросил школу и вошел в одно из подразделений семьи Корлеоне. Его капореджиме стал Лучано Лиджо. Лиджо ценил Бернардо как стрелка, но всегда говорил: «Он стреляет, как ангел, но думает, как цыпленок». Восхождение Провенцано началось в 1958 году, когда он спланировал и лично осуществил убийство конкурента Лиджо Микеле Наварра, выпустив по его «фиату» 112 пуль. Следующие 10 лет Провенцано и его лучший друг Риина колесили по всей Сицилии, уничтожая клан за кланом. За это Провенцано прозвали Трактором.
18 сентября 1963 года Провенцано бежит от полиции в горы Сицилии, где и живет по настоящее время.
К 80-м годам вся Cosa Nostra переходит во власть «отшельника» Провенцано и «денди» Риина. Судья Роберто Скарпинато считает: «Риина отвечал за военную деятельность мафии, Провенцано - за ее бизнес». Деятельность Провенцано как бизнесмена принесла ему новое прозвище - Il Raggionere - Бухгалтер. По некоторым подсчетам, для достижения верхней ступени в иерархии "Коза ностры" Провенцано и Риина убили 800 человек.
В 1993 году, после ареста Риина, Бернардо Провенцано остался единственным главарем «Коза ностры». 38 лет полиция не может его поймать. Самолеты Провенцано кружат над деревнями Сицилии. У него блестящая агентурная сеть и первоклассное техническое оснащение. Его жена Саверия живет на Сицилии легально. Она содержит маленькую прачечную, на дверях которой написано: «Провенцано». Несколько раз полиции удавалось перехватить ее переписку с Бернардо. В частных письмах она велит ему хорошо питаться, советует, как стирать носки в холодной воде, обещает прислать теплую одежду. Один раз карабинеры проследили путь писем до горы Каммарата, но захватить Бухгалтера так и не удалось.
Судя по всему, 69-летнему дону Бернардо надоело вести жизнь изгоя, а прочим главам «семей» весьма неуютно в тюрьме. Они стали старыми и больными, совсем как обычные люди, и готовы упразднить мафию ради того, чтобы не видеть небо в крупную клетку.
