Потребители нелегальных правоохранительных услуг
Список клиентов мафии (потребителей нелегальных правоохранительных услуг) довольно длинен и обширен. Землевладельцы, фермеры, крестьяне, предприниматели, политики, врачи, владельцы крупных сбережений, контрабандисты, торговцы наркотиками и оружием – все они в той или иной степени нуждаются в защите своих прав и интересов. И если государство не способно их защитить, то они обращаются за защитой к мафии.
Некоторые клиенты вступают в отношения с мафией с целью лишь один раз воспользоваться ее услугами, но подобные отношения не так легко прервать, поскольку преступная организация обычно не желает терять свои источники дохода. Остальные же клиенты, а их, вероятно, большинство, органически связаны с мафией (“семьей”) в качестве родственников или друзей capo, а также в качестве партнеров или особо посвященных членов.
Когда клиенты сопротивляются или не желают продлевать контракт, в их отношениях с мафией появляются определенные элементы насилия, которые могут и не носит форму прямого запугивания, но основаны все-таки на страхе. Когда преступная организация не желает терять источники дохода и настаивает на возобновлении отношений и продлении контракта, то при этом могут использоваться и предоставление дополнительной помощи или льгот, и какие-либо дружеские связи, или даже предложение женитьбы на ком-либо из родственников членов “семьи”, но могут использоваться и другие методы: причинение вреда собственности и открытое насилие.
Таким образом, основным организационным методом деятельности мафии является создание прочной сдерживающей силы с применением угроз и насилия, что определяется незаконностью данного рынка правоохранительных услуг.
Несмотря на то что покровительство мафии почти всегда связано с незаконной деятельностью, на практике довольно сложно привлечь конкретных мафиози к уголовной ответственности. Например, если известно, что связанный с мафией дон Пеппе защищает предпринимателя м-ра Х, потенциальные воры (или конкуренты) должны, вероятно, отказаться от кражи у м-ра Х (или от конкуренции с ним) даже без прямой угрозы со стороны дон Пеппе. Тем не менее, дону Пеппе вряд ли можно предъявить обвинения “за внушение страха”. Данный аспект “бизнеса по частной защите” имеет определенное значение, так как препятствует правоохранительной деятельности государства. Кроме того, это обстоятельство представляет определенные трудности и для самих мафиози, поскольку неясно, как дон Пеппе и м-р Х должны высчитывать цену за предоставление покровительства. Возможно, это легче удастся в тех случаях, когда можно быстро и точно установить величину угрозы клиенту. Например, м-р Х, покупая помощь, платит дону Пеппе, чтобы защитить себя от риска, связанного с какой-либо конкретной сделкой. В этом случае м-р Х точно знает, сколько он может потерять, если его обманут, и знает также, сколько он может предложить дону Пеппе за покровительство.
В другом случае, если м-р Х является, например, коммерсантом, которого дон Пеппе защищает от воров и недобросовестных конкурентов, напротив, уже довольно трудно определить цену за такую защиту. В данном случае м-р Х подвергается воздействию от менее предсказуемой опасности, причем подвергается ему постоянно, а не только в течение какого-то короткого промежутка времени или в процессе заключения какой-либо одной сделки.
Итак, покровительство и защита мафии – это потенциально неограниченная сфера отношений, которые нельзя отграничить одно от другого по времени и по мере возникновения необходимости. Поэтому с мафией заключаются обычно долгосрочные контракты, точнее, контракты, не ограниченные по сроку действия.
Возможны возражения – например, что дон Пеппе мог бы продавать “защиту” м-ру Х отдельно, скажем, на каждый месяц. Однако такое решение не удовлетворит ни дона Пеппе, ни м-ра Х. Во-первых, они будут вынуждены ежемесячно тратить время на ведение переговоров и перезаключение контракта. Во-вторых, м-р Х будет опасаться за свое имущество в незащищенные месяцы и потому не сможет строить долгосрочные планы для своих капиталовложений, а дон Пеппе будет вынужден все время информировать грабителей, когда м-р Х находится под его защитой, а когда нет. В результате грабители могут перепутать и “наехать” на м-ра Х не в тот месяц или, наоборот, оставить его в покое в течение месяца, когда он не платил. Кроме того, дон Пеппе вряд ли сможет уследить за всеми своими клиентами: с кем и на сколько заключен контракт, а кто продолжает использовать его имя уже после того, как перестал платить за покровительство.
Следовательно, дон Пеппе и м-р Х обоюдно заинтересованы в заключении контракта на неопределенный срок (без ограничения во времени). При этом контракт о защите имеет строго определенную структуру, после его заключения он, как оковы, связывает защитников и их клиентов в единую сеть, неразрывную цепь, которая, в общем, и понимается как сущность мафии.
Каждая фирма должна обладать определенной собственностью. Собственность в индустрии защиты также предполагает наличие определенного постоянного капитала, а также иных активов фирмы. Так, чтобы владеть рэкет-фирмой, мафиози должен иметь возможность владеть и распоряжаться определенными ресурсами – такими, как информационные сети и средства применения насилия. Самое главное, необходимо “иметь имя”, т. е. репутацию на нелегальном рынке по предоставлению правоохранительных услуг. Репутация рэкет-фирмы во многом зависит от ее клиентов, знающих, кто занимает на рынке нелегальных правоохранительных услуг ключевые позиции, и предпочитающих иметь дело с наиболее сильнымипредставителями данного бизнеса.
